«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов

Ульяновский завод «Авиастар» (входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха) готовится наладить выпуск двух новых моделей воздушных судов — сверхтяжелого транспортника Ил-100 «Слон» и среднего военно-транспортного Ил-276. Об этом на «прямой линии» с жителями области объявил глава региона Алексей Русский.
«У нас есть программа выпуска новых самолетов Ил-100. Сейчас идет проектирование. Еще один самолет, который будет собираться на площадке „Авиастара“, — Ил-276. Это уменьшенная копия Ил-76 с двумя двигателями и меньшей грузоподъёмностью, но он имеет свою нишу: необходим для наших транспортников, в первую очередь, для военных», — рассказал губернатор.
Русский напомнил, что вопросы комплексной программы модернизации предприятия, которое в будущем году отметит 50-летие, он обсуждал на встрече с Владимиром Путиным 13 октября. И «по всем вопросам получил поддержку президента».
На «железку» из Арктики к Транссибу денег нет — но Путин же не зря хотел реанимировать советский мегапроект
Строительство Северо-Сибирской железной дороги снова отложено из-за высокой стоимости — 50 трлн рублей
В 2026 г. начнется масштабное техническое переоснащение «Авиастара», включая замену устаревшего станочного оборудования на современное. На эти цели федеральный центр выделил 48 млрд руб., и первые транши поступят уже до конца текущего года. Также для реализации новых амбициозных задач планируется значительно увеличить штат сотрудников предприятия — с нынешних 12 тыс. до 20 тыс. высококвалифицированных специалистов.
В перспективе «Авиастар» намерен развернуть серийное производство Ил-276 и Ил-100, что, как выразился губернатор, «ознаменует начало новой эры для завода и всей российской транспортной авиации».
Ил-276 предназначается для замены парка стареющих Ан-12, Ан-26 и Ан-72 в ВВС России. У проекта, утверждают эксперты, сложная судьба. Его разработка началась в 2021 г. как совместный российско-индийский проект. Тогда он назывался МТА (Многоцелевой транспортный самолёт) или Ил-214. Но в 2015-м индийская сторона проект покинула, после чего компания «Ильюшин» продолжила работы самостоятельно.
Максимальная грузоподъемность воздушного судна — 20 тонн, длина грузового отсека — 18 метров, это несколько короче базовой модификации Ил-76. Самолет способен перевозить до 90 десантников.
Крейсерская скорость — около 800 км/ч, что значительно выше, чем у Ан-12 (570 км/ч). С максимальной нагрузкой он сможет преодолевать до 2000 км, а в перегоночном варианте — до 7000−7300 км. В качестве силовой установки рассматриваются двигатели ПС-90А-76, а в перспективе — более современные ПД-14М.
Руководство ПАО «Ил» ранее озвучивало планы по началу серийных поставок Ил-276 в войска в 2026 году. И завод «Авиастар» в Ульяновске с самого начала рассматривался головным изготовителем.
Ил-100 — проект сверхтяжелого транспортника. Не стоит путать с легким многоцелевым Ил-100, который был разработан в ОКБ им. Ильюшина еще в конце 90-х — начале 2000-х и должен был стать заменой знаменитому «кукурузнику» Ан-2. Но проект не получил государственной поддержки и в серию не пошел.
«Слон», анонсированный для производства в Ульяновске, — принципиально иная машина. Название говорит само за себя.
По многим параметрам проект схож с тяжеловесом Ан-124 «Руслан». Грузоподъемность нового воздушного судна оценивается в 100 тонн. Но на сегодня самолет находится на стадии активного проектирования.
Анонсируемые планы явно не завтрашнего дня, но хотелось бы понять, в какие сроки они могут быть реализованы? И ведутся ли вообще у нас расчеты, сколько и каких военных самолетов нужно?
За комментариями «СП» обратилась к авиаэксперту, исполнительному директору агентства «АвиаПорт» Олегу Пантелееву:
— Начну со второго вопроса. Безусловно, в государственной программе вооружения, которая формируется на будущие периоды, присутствует четкая разбивка по классам воздушных судов, численности, срокам поставки
Однако эта информация является закрытой. Поэтому все, что мы можем сказать: есть документ, в котором все потребности посчитаны. Публичным он, наверное, в период разрядки международных отношений в той или иной мере может стать. Но сейчас точно нет.
В целом, как показывает практика, создание таких авиационных комплексов как сверхтяжелый военно-транспортный самолет и в лучшие годы занимало изрядно больше десятилетия. Здесь мы говорим и о формировании опережающего научно-технического задела, и о разработке критических технологий, и об опытных конструкторских работах, и обо всем прочем — вплоть до завершения испытаний, принятия воздушного судна на вооружение и начало его поставок заказчикам.
Так что нетрудно понять: появление подобного рода самолетов — это перспектива следующего десятилетия. И время на проведение технического перевооружения, а также на решение кадровых вопросов, соответственно, есть.
«СП»: Что здесь самое важное?
— Очень важно сделать ряд, скажем так, практически революционных преобразований. Для того, чтобы, еще проектируя самолет, заложить в конструкцию самые актуальные и перспективные решения по технологиям.
Мы понимаем, что проблема дефицита квалифицированных основных производственных рабочих во всем мире будет только нарастать.
Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания почти не слышны
Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то
Поэтому конструкция должна быть максимально ориентирована на применение технологий, автоматизирующих и минимизирующих долю ручного или, скажем так, неавтоматизированного труда. Ситуация, когда требовались сотни тысяч специалистов-клепальщиков, должна уйти в прошлое.
И, опять же, сейчас есть ряд разработок по внедрению композиционных материалов. Отечественные специалисты освоили создание клепальных автоматов, которые могут заменить труд большого количества работников,
«СП»: Почему для производства новых моделей самолетов выбрана именно площадка «Аэростара»?
— «Аэростар» я знаю еще с тех времен, когда он назывался Ульяновский авиационно-промышленный комплекс (УАПК) и носил имя маршала Устинова. Завод должен был ориентироваться на серийное производство Ан-124 «Руслан». На тот момент это был лучший в мире сверхтяжелый военно-транспортный самолёт.
«СП»: Сейчас в Ульяновске занимаются сервисным обслуживанием этих машин…
— Да, но раньше завод занимался серийной сборкой. Собственно, масштаб предприятия, а это касается и размеров цехов, и занимаемой площади, и возможностей по энергетике и отоплению, — все это вместе делает «Авиастар» наиболее оптимальным выбором для производства линейки крупногабаритных моделей самолетов. Но и в частности — с точки зрения финальной сборки, проведения испытаний — сверхтяжёлых военно-транспортных самолетов.